Новожеев Р.В.
к.и.н., доцент кафедры философии,
истории и политологии Брянской ГСХА
ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ ИЗ ВЩИЖА
Грамотность
в русских городах домонгольской эпохи если не была всеобщей, то была
нормой для подавляющего большинства населения. Об этом свидетельствуют
и многочисленные находки инструментов для письма – стилей (писал), и
найденные в Новгороде берестяные грамоты, которых на сегодня обнаружено
около 1000, и многочисленные граффити на бытовых предметах. Также косвенно
об особой роли грамотности могут говорить частые нравоучительные пассажи
древнерусских литературных памятников, в которых авторы-книжники наставляют
читателя на изучение грамоты и постоянное чтение книг, считая это условием
формирования личности и залогом спасения человека.
К настоящему времени с территории древнерусского города Вщиж происходят
три памятника древнерусской письменности.
1. Надпись на бронзовых арках.
2. Надпись на кабаньем клыке.
3. Надпись на фрагменте керамического сосуда.
Кроме того, также из Вщижа происходит один инструмент для письма – стиль
(писало).
Первая находка
памятника древнерусской письменности во Вщиже была сделана в 1840-х
годах, при раскопках руин вщижской церкви (т.н. Заветного Кургана),
графом А.С. Уваровым. Это две бронзовых арки, отлитых в одной литейной
форме. Ныне они находятся в экспозиции ГИМ в Москве. Их первую атрибуцию
дал Б.А. Рыбаков, назвав их деталями напрестольной сени. Однако, не
без основания, ряд исследователей считает вщижские арки составными деталями
хороса-паникадила, висевшего во вщижском храме. Так как арки были отлиты
по одной восковой модели, то и надписи на них абсолютно идентичны, это
авторская подпись мастера делавшего отливку: «Г(оспод)ИПОМОЗИРАБОУТВОЕМОУКОСТЯНТИНУ».
(рис.1) Благопожелательная надпись сделана красивым, четким уставным
письмом в две строки. Буквы ровные, симметричные, близкие к квадратной
форме. Слово
«Господи», традиционно сокращено, однако нет буквенного титла сверху,
это не особенность написания, а, вероятно, брак восковой формы. Пробелов
между словами нет. Буква иже, в имени мастера, с косой чертой, что свидетельствует
о том, что надпись сделана не ранее второй половины XII века. В целом
же надпись очень похожа на подпись мастера Константина на серебряном
кратире из Софии Новгородской, относящемся к сер. XII в. (рис.2) и на
устав «Апостола с толкованием» 1220 г. (рис.3) Таким образом надпись
на арках, как и сами арки можно датировать следующими хронологическим
рамками, вторая половина XII - начало XIII века.
Вторая находка происходит из раскопок Б.А.Рыбакова 1948-1949 гг. К сожалению,
«благодаря» специфике авторских раскопок академика Рыбакова, отсутствует
точные координаты места и обстоятельств находки данного артефакта. Первые
публикации находки были сделаны в 1951-1953 гг. Это кабаний клык с благопожелательной
надписью в три строки на боковом срезе (рис.4):
1 строка «абвгд»
2 строка «гипомозирабоусво»
3 строка «емуфоме»
Надпись выцарапана
острым орудием, ножом или шилом. Грамотность автора можно поставить
под сомнение, он сделал ошибку в слове «своему» (правильно будет «своемоу»),
и допустил ошибку в собственном имени. Имя Фома должно быть написано
не через ферт, а через фиту, так как это предусмотрено греческой орфографией
«?????» и древнерусским написанием . Данный памятник яркое подтверждение
двоеверию, органичному симбиозу язычества и народного христианства.
Клыки кабана считались сильным оберегом у древних славян. В данном случае,
сила амулета увеличивалась, благодаря благопожелательной христианской
молитве. Надпись, по графике букв, можно датировать XIII в. (до 1238
г.). Особенно по написанию буквы ять в имени автора. Она высокая, коромысло
расположено на верхнем уровне строки, что свойственно почерку XIII века.
Третья находка
сделана автором статьи в 1999 г. в ходе сбора подъемного материала на
посаде древнерусского Вщижа. Это небольшой фрагмент (30х25 мм, толщина
3 мм) керамики бежевого цвета. (рис.5) На сосуде, возможно еще по сырой
глине, острым предметом была очень аккуратно нанесена надпись, из которой
на фрагменте видны четыре буквы. Однако четко читается лишь буква ферт,
либо греческая фи, так как нельзя однозначно утверждать кириллическое
происхождение данной надписи. Буква, которая крайне редко употреблялась
и в древней Руси, и в новой России. Например, из 30 тыс. букв пушкинской
«Полтавы» она встречается только трижды, один раз в слове «цифра» и
два раза в слове «анафема». Это связано с тем, что слова с фертом, это
заимствованные из греческого языка имена собственные или нарицательные.
Первая буква напоминает букву «аз», но в очень странной графике, или
букву «добро», но сочетание «дф» возможно, только если эти буквы писались
в цифровом значении, возможно это греческая «дельта» написанная унциалом.
Третья буква сохранилась частично, предположительно это «ша». От четвертой
буквы уцелел только левый нижний уголок, который может принадлежать
буквам Б, В, Е, Ц, Ш, Щ, Ъ, Ь, .
Что могла обозначать надпись? Можно предположить несколько вариантов.
Во-первых, это имя владельца. Но на Руси было очень мало имен, в которых
ферт находился в середине слова, к примеру, Стефан. Во-вторых, это число,
например, объем, масса или количество содержимого в сосуде. В-третьих,
наименование содержимого сосуда.
К числу предметов,
связанных с древнерусской письменностью, относится писало-стилос, найденное
автором в 1999 г. при сборе подъемного материала на посаде Вщижа. (рис.6)
Это косвенное и весьма убедительное свидетельство грамотности вщижского
населения. Это железный стержень, круглый в сечении, длиной чуть более
9 см, с фигурной верхней частью и заостренным противоположным концом.
Именно фигурная верхняя часть писала является главным характерным датирующим
признаком. Первым атрибутировал писала-стили как инструмент для письма
Б.А.Тимощук (1956 г.), А.Ф.Медведев разработал первую классификацию
(1960 г.). В 1997 г. небольшие уточнения в классификацию Медведева внесла
А.А.Медынцева. В 2000 г. значительно расширила типологию Медведева Б.Б.
Овчинникова, изучив большое количество писал из новгородских раскопок.
Прямых аналогий вщижскому писалу нет в классификациях названных авторов.
Но, вероятнее всего, оно относится к типу 8 по Медведеву, Медынцевой,
Овчинниковой. Лопаточка писал данного типа вместе со стержнем образует
форму буквы Т или посоха. Вщижское писало имеет украшения в верхней
рабочей части – это утолщение-яблоко и треугольные выступающие зубчики-утолщения
над ним. Считается, что такой вид писала использовался для письма по
бересте, а не по восковым церам, так как он не имеет ярко выраженной
лопаточки для затирания или выравнивания по воску. Это один из распространенных
типов, бытовавший во второй половине XII – XIII веке. Для Вщижа верхний
порог датировки можно опустить до 1238 г.
БИБЛИОГРАФИЯ
Жуковская Л. П.. Развитие славяно-русской палеографии. М., 1963.
Медведев А. Ф. Древнерусские писала X—XV вв.— СА, 1960, № 2, с. 63—88.
Медынцева А.А. Эпиграфика, писала (стили) и церы // Археология: Древняя
Русь. Быт и культура. - Москва, 1997. С.140-153.
Овчинникова Б.Б. Писала-стилосы древнего Новгорода X-XV вв. (свод исторического
источника). // Новгородская Русь: историческое пространство и культурное
наследие. Проблемы истории России. Вып.3.). Екатеринбург. 2000. С.45-105
Рыбаков Б.А. Раскопки во Вщиже в 1948—1949, в сб.: КСИИМК. Вып. 38,
М.-Л., 1951;
Рыбаков Б. А. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж// По следам
древних культур. Древняя Русь, М., 1953. С.98-120.
Тимощук Б.А. Об инструментах для письма («стилях»)//КСИИМК., М.,1956.
Вып.62. С.155-159.
Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1967.
Версия
для печати Winrar